<< назад  2  6  7  8  10  вперёд >>


4. Резиномоторные модели-копии


Чтобы модель в большей степени соответствовала своему прототипу, она должна иметь соответствующий ему движитель. Однако при сниженных требованиях к копийности для привода воздушного винта можно использовать резиновый двигатель. Он идеален для моделёй-копий, в фюзеляже которых могут быть скрыты резиновые нити. Благодаря своей простоте этот двигатель находит применение и на моделях с плоским фюзеляжем.


Рис. 40. Резиномоторная модель самолета «L-60 Бригадир»
с плоским фюзеляжем

Рис. 41. Процесс изготовления воздушного винта для резиномоторной модели


На рис. 40 показана модель с таким двигателем, прототипом для которой является многоцелевой самолет «L-60 Бригадир» чехословацкой постройки. Для изготовления модели все детали необходимо вычертить в выбранном масштабе. Наиболее важные из них, указанные позициями 3,4,14и15, на рисунке приведены в удвоенном по сравнению с остальными деталями масштабе. Для определения их размеров следует пользоваться заключенными в скобки размерами на масштабной шкале.
Корпус собирается в основном из бальзовых пластин толщиной 4 мм. Между верхней 1 и нижней 2 частями остается пространство для резинового двигателя. Спереди это пространство ограничено шпангоутом 3 и двумя полушпангоутами 4, сзади — вставкой 5. В отверстие шпангоута 3 вклеивают носовую бобышку 14. На шпангоуты 3 и 4 наклеивают макет капота 6 двигателя из 0,8-мм бальзы. В хвостовой части с обеих сторон к вставке 5 прикрепляют клеем элементы усиления 24 из такой же бальзы для крюка 21. Кок 15 воздушного винта изготовляют из плотной бальзы, в нем делают две прорези под углом 30°, в которые вклеивают после тщательной балансировки лопасти 20. Для вала воздушного винта 17 можно выбрать стальную проволоку диаметром 1 мм. Бусинка 16 намного уменьшит трение, возникающее при вращении винта. Пружину 18, выводящую винт из зацепления с валом при раскручивании резинового двигателя, выполняют из стальной проволоки диаметром 0,2—0,3 мм или берут готовой от какого-либо отслужившего свой срок механизма. Подшипником для вала 17 служит втулка 19 из легкого металла, запрессовываемая в бобышку 14. Отверстие в этой втулке имеет диаметр 1,2 мм.
Стойки 12 шасси из стальной проволоки диаметром 1 мм накладывают на бальзовые пластинки 11 и прочно крепят к ним обмоткой из крученых ниток. Затем эти пластинки вклеивают в соответствующие выемки в фюзеляже. Колеса 13 или вытачивают из фанеры толщиной 2 мм, или в качестве их используют пластмассовые колеса от детской игрушки. Диаметр хвостового колеса 22 Равен 7 мм при толщине 2 мм.
Материалом для крыльев 7 служит бальза толщиной 1,5 мм. Каждое крыло тщательно профилируют и только затем устанавливают на фюзеляже. Для всех поверхностей 8, 9, 10 хвостового оперения используют бальзу толщиной 1—1,5 мм.
Все детали модели дважды покрывают нитролаком, причем первый же слой можно наносить лаком нужного цвета. После высыхания лака шероховатость поверхности устраняют наждачной бумагой самой малой зернистости.
Крыло дополнительно крепят к фюзеляжу с помощью раскосов 25.
Резиновый двигатель состоит из шести нитей сечением 1 X 1 мм. Для предотвращения надрезов на крюк на валу 17 надевают кембриковую трубочку. Чтобы повысить прочность и эластичность резины, нити можно смазать глицерином,
Перед запусками с работающим резиномотором и при проверке на планирование модель следует отцентрировать. Отклонения от прямого курса при моторном полете следует устранять только корректировкой направления тяги воздушного винта. Возможно, что некоторые моделисты именно на таких моделях впервые узнают о реактивном крутящем моменте винта, испытываемом всеми винтовыми самолетами. Из-за наличия этого момента воздушный винт во время работы стремится развернуть самолет или его модель в сторону, обратную направлению своего вращения. Если этот момент не компенсировать, то модель будет лететь с креном, что, в конечном счете, может окончиться ее падением. Чтобы избежать этого, ось вращения винта отклоняют на угол 2—3° в ту сторону, в которую направлено вращение винта. Кроме того, оси винта придают дополнительный наклон вниз для предотвращения кабрирования самолета (модели) при моторном полете.
Изготовить воздушный винт не просто. Чаще всего в коке делают прорези, в которые вклеивают лопасти. Этот способ применяют в основном для трех- и четырехлопастных винтов. К сожалению, КПД таких конструкций слишком низок. Для получения более высоких характеристик винт должен быть изготовлен из болванки с помощью ножа, рашпиля, напильника и наждачной бумаги. На рис. 41 показаны шесть основных операций процесса изготовления такого винта.
 

 


Рис. 42. Освобождение воздушного винта при раскручивании резиномотора:
а — винт связан с закрученным резиномотором 3 с помощью поводка 1, пружина 5 при этом сжата; 6 — резиномотор 3 раскручен, благодаря его удлинению при этом пружина 2 выводит поводок 1 из зацепления с винтом и он может свободно вращаться на валу
 

 


Если воздушный винт жестко закрепить на валу, то при полном раскручивании резинового двигателя он остановится и будет создавать большое сопротивление при планирующем полете. Поэтому целесообразно предусмотреть устройство, которое позволяло бы винту свободно вращаться при этом. Такое оправдавшее себя устройство показано на рис. 42. Как только резиновые нити полностью отдадут запасенную при их закрутке энергию, они распрямляются. Теперь небольшая пружина на конце вала может сдвинуть винт назад, выводя его из зацепления с поводком, роль которого играет отогнутый конец вала. В результате винт получает возможность свободно вращаться на валу под воздействием набегающего потока воздуха.
Выпускается большое число посылочных наборов для постройки резиномоторных моделей, в том числе и копий. Эти наборы позволяют намного сэкономить время постройки модели.
Более высоким требованиям к внешнему виду, чем только что описанная модель, отвечает модель самолета Як-3 (рис. 43). Чертежи нервюр и шпангоутов приведены на рис. 44. Сравнима с нею подробностями деталировки модель чехословацкого спортивного биплана «Авиа ВА 122» (рис, 45), разработанного в1935 г. Масса той и другой модели составляет примерно 40 г, поэтому их запуск можно производить только при очень слабом ветре. Кроме того, для правильной отладки такой модели необходимо знание основ аэродинамики.
Еще меньшей массой обладают комнатные модели. Так, модель самолета JIDELBEBE (РИС. 46) при размахе крыла 327 мм имеет полетную массу всего 8 г. Модели такого типа вполне под силу моделистам, которые уже набрали опыт постройки простейших моделей. Каркас фюзеляжа, набранный из бальзовых реек, обшивают бальзовым шпоном толщиной 0,2—0,3 мм. Большое внимание необходимо при этом уделить надежности вклейки носового шпангоута 1 с бобышкой 6. Кроме обычных элементов, а именно 12 сплошных нервюр, трех лонжеронов, а также передней и задних кромок, в конструкцию крыльев включены две полунервюры из бальзы толщиной 0,8 мм, к которым крепят стойки 4 шасси. Для повышения прочности соединения устанавливают бальзовую планку размером 2*1 мм. Лопасти воздушного винта выполняют из бальзовой пластины толщиной 0,4 мм, которой придается соответствующая кривизна. В корневую часть лопасти вклеивают бумажную втулку 12, позволяющую насадить лопасть на дюбель 9, закрепленный на ступице 8 винта. Такое крепление позволяет установить лопасти с различным шагом для поиска наиболее оптимального. Модель обтягивают самой тонкой бумагой — елковой; для этого, однако, пригодна также папиросная бумага, Лаком ее не покрывают.

 


Рис. 43. Резиномоторная модель истребителя Як-3. Масса модели около 40 г. Резиномотор состоит из 16 резиновых нитей сечением 1*1 мм длиной по 300 мм. На чертеже указаны толщины деталей, выполненных из бальзы:
1 — лопасть воздушного винта (3 шт.), фанера 1 мм; 2 — пружина (стальная проволока, диаметр 0,3 мм): 3 — фонарь кабины (целлулоид, 0,2—0,5 мм); 4 — бальзовые рейки (15 шт., 1,5X1,5 мм); 5 — ось воздушного винта (стальная проволока, диаметр 1 мм); 6— бобышка (фанера, 1 мм); 7 — радиатор (целлулоид, 0,8—1,0 мм); 8 — кок винта (бальза); 9 — стойка шасси (фанера, 1 мм); 10 — колесо (ширина 4 мм).


Резиномотор состоит из четырех резиновых нитей сечением 1*1 мм общей длиной 1500 мм. Закрутки примерно до 1000 оборотов вала винта достаточно для полета модели в течение более 1 мин. Модель не парит, а совершает посадку, обычную для комнатных моделей, с еще вращающимся винтом, т. е. не полностью раскрученным резиномотором.
Чем больше зал, тем более высокие летные качества может проявить модель. При этом рекомендуется испытать ее при различных количествах резиновых нитей в двигателе.
 

Рис. 44. Профили шпангоутов фюзеляжа и нервюр крыльев модели самолета Як-3. Толщина их, кроме шпангоутов 1 и 1А, равна 1,5 мм

Рис. 45. Резиномоторная модель самолета «Авиа ВА 122» (мотор состоит из 12 резиновых нитей 1*1 мм длиной по 240 мм):
1 — крышка цилиндра (пластмасса); 2 — стойка крыла (плотная бальза, 2 мм); 3 — защитный козырёк (целлулоид 0,5 мм) 4 - бальзовые планки (9 шт., 1*1 мм); 5— ось воздушного винта (стальная проволока, диаметр 1 мм); 6 — колесо (целлулоид, диаметр 30 мм) 7— штырь (бамбук, диаметр 1,5 мм); 8 — костыль (бамбук, 0,5X1 мм); 9 — патрубок (бамбук, 0,5*1 мм); 10 — оребрение цилиндра (нитки); 11 – законцовка крыла (бамбук, 1*1 мм); 12 — стойка шасси (фанера или целлулоид, 1 мм); 13 — раскос (стальная проволока, диаметр 0,8 мм)
 

При абсолютном штиле комнатные модели можно запускать и на открытом воздухе. Запускают их с руки, а шасси устанавливают только для повышения сходства с прототипом.
На рис. 47 и 48 показаны комнатные модели, копирующие настоящие самолеты.

 


Рис. 46. Комнатная модель самолета JODEL BEBE (ось воздушного винта отклонена на 5° вниз и на 4° влево; все необозначенные планки выполнены из бальзы 0,8 * 0,8 мм):
1 — носовой шпангоут (бальза, 1 мм); 2 — стенка кабины (бальза, 0,8 нм); 3 —приборная панель (бальза, 0,8 мм); 4 — стойка шасси (твердая бальза, 2X5 мм); 5 – амортизатор (сосна, диаметр 1 мм); 6 — бобышка (бальза, 1,5 мм); 7 — пластинка с подшипником (дюралюминий и сталь, 0,2 мм); 8 — кок воздушного винта (бальза, диаметр Н мм); 9 — штырьки для крепления лопастей воздушного винта (твердая бальза и сосна диаметром 1,8 мм); 10 — вал воздушного винта (стальная проволока, диаметр 0,4 мм); //— бусинка (стекло, диаметр примерно 3 мм); 12 — втулка (бумага, внутренний диаметр 2мм); 13 — хвостовая опора (стальная проволока, диаметр 0,4мм); 14 — поперечина для крепления резиновых нитей (бамбук или твердое дерево, диаметр 1,5 мм); 10 — ветрозащитное стекло (целлулоид, 0,2 мм)
 

 


Рис. 47. Резиномоторная модель самолета Z-42, Размах крыла 455 мм, длина 355 мм. Привод осуществляется четырьмя резиновыми нитями 1*4 мм. При массе 40 г модель держится в воздухе до 25 с
 

 

 

Рис. 48. Резиномоторная модель самолета «Аэро А-14». Размах крыла 615 мм, длина 435 мм (масштаб около 1 : 20), Площадь поперечного сечения резиномотора 20 мм2. Полетная масса около 55 г
 

 



<< назад  2  6  7  8  10  вперёд >>

Hosted by uCoz