<< назад  6  7  8  10  11  12  13  вперёд >>

8. Свободнолетающая, кордовая или радиоуправляемая модель?


Свободнолетающие модели очень удобны для знакомства с технологией постройки моделей-копий. Эти модели могут быть как простейшими (см. разд. 2 и 3), так и копиями, отвечающими самым высоким требованиям. В последнем случае при проектировании модели-копии необходимо учитывать требования аэродинамики. В
особой степени это относится к моделям планеров.
Свободнолетающие модели-копии оснащаются двигателями внутреннего сгорания с рабочим объемом не более 1,5 см3. Размах их крыла составляет около 1000 мм, полетная масса не превышает 500 г.
У копий планеров, как и у копий самолетов, предназначенных для свободного полета, нагрузка на крыло обычно ниже 25 г/дм2. Обусловленная этим низкая скорость полета в значительной мере снижает опасность поломки модели. При неуправляемом полете это имеет большое значение, учитывая сложность постройки модели-копии.
Для свободнолетающей модели-копии целесообразно выбирать прототип, аэродинамика которого позволяет обеспечить хорошую стабилизацию и модели (см. разд. 5). В этом случае нет необходимости и в изменениях очертаний, сразу же бросающихся в глаза. Примеры таких моделей — модель самолета REP-14 постройки, 1914 г. (рис. 109) и самолета наших дней TIPSY NIPPER FAIREY T-66 (рис. 110). Обе модели построены из посылочных наборов, выпускаемых в ГДР. На них установлен двигатель с рабочим объемом 1 см3. На модели же спортивного самолета PIPER PA 18 довольно простой конструкции установлен двигатель (рабочий объем 1,5 см3) с калильной свечой (рис. 111).
Очень интересны кордовые модели-копии. Хорошо выполнена Берндом Г. А. Хессом (ГДР) кордовая модель истребителя Ла-7 (размах крыла 890 мм) с двигателем объемом 2,5 см3 (рис. 112). Поскольку известно, что при достаточно мощном двигателе на корде летит «почти все», масса кордовой модели может быть несколько большей, чем у свободнолетающей или радиоуправляемой модели того же типа и тех же размеров. Требования к аэродинамике модели здесь также ниже. Опасность поломки модели относительно невелика. Многие известные авиамоделисты, добившиеся значительных успехов с радиоуправляемыми моделями-копиями,
накапливали необходимый для этого опыт при постройке именно кордовых моделей. На чемпионате мира эти модели всегда имели большую массу. Модели бомбардировщика «Грумман F8F Биркэт» (рис. 113) и истребителя «Спитфайр IX» (рис. 114) могут надежно летать только на корде.


 

Рис. 108. Приборная панель самолета Z-526 AFS

 

 

 


Рис 109. Свободнолетающая модель самолета REP-14 времен первой мировой войны


Рис. 110. Свободнолетающая модель самолета TIPSY NIPPER FAIREY T-66, построенного бельгийским любителем. Размах крыла модели 600мм

 

 


Рис. 111. Свободнолетающая модель спортивного американского самолета PIPER PA 18 с 4вигателем 1,5 см3 (масштаб 1 : 10)

 


Рис. 112. Кордовая модель истребителя Ла-7

 

 

 


Рис. 113. Кордовая модель бомбардировщика «Грумман F8F Биркэт» постройки 1944 г.

 


Рис. 114. Очень насыщенная деталями кордовая модель истребителя «Спитфайр IX» (масштаб 1 : 8, двигатель TONO с рабочим объемом 10 см3). Хорошо видны детали кордового управления, искажающие внешний вид истребителя
 


Иногда можно слышать разговоры о том, что полет модели по кругу очень монотонен. Но к кордовым моделям-копиям это наверняка не относится. Большое удовольствие доставляет наблюдать, как на модели убираются шасси, выпускаются посадочные щитки, из модели выбрасываются макеты парашютистов, в ее кабине или на крыльях зажигаются огни и т. д. И все это совершается во время полета.
Для выполнения этих дополнительных функций кроме электродвигателей применяются также часовые механизмы и резиновые двигатели. Их включение чаще всего производится с помощью специальной токопроводящей корды или путем подачи тока по основным кордам.
Корда также в определенной мере снижает опасность многомоторных моделей, таких как модель двухмоторного бомбардировщика «Де Хэвиллэнд Хорнет» (рис. 115 и 116), построенная Я. Островски (ПНР).
При постройке моделей этого типа необходимо учитывать некоторые их особенности. Так, внутренний двигатель для повышения натяжения корды должен быть рассчитан на отдачу несколько большей мощности, чем наружный. Обеспечить более высокую тягу внутреннего двигателя несложно. Если же этот двигатель работает плохо или совсем останавливается, в то время как наружный продолжает работать, то корды могут ослабнуть, в результате чего модель становится неуправляемой и падает. Такая опасность может наступить при выработке запаса топлива. Поэтому патрубок забора топлива из общего бака для внутреннего двигателя лучше опустить несколько ниже, чем наружного. Если же регулировка газа надежно обеспечена и является одинаковой для обоих двигателей, то для них могут быть предусмотрены отдельные баки, причем объем бака для внутреннего двигателя должен быть больше, чем для наружного. Однако всегда целесообразно потренироваться в управлении моделью при остановленном внутреннем двигателе.
На моделях как высоко- так и низкопланов в большинстве случаев невозможно избежать появления опрокидывающегося момента при креплении корды не непосредственно к законцовке крыла. Тогда места крепления корд и их направляющих приходится располагать там, где они, как правило, сильно нарушают поперечную устойчивость модели (см. рис. 114). Развивающийся при этом опрокидывающий момент может быть компенсирован постоянным отклонением элерона (рис. 117).
 


Рис. 115. Кордовая модель двухмоторного бомбардировщика «Де Хэвиллэнд Хорнет»

 


Рис. 116. Подготовка к старту модели бомбардировщика «Де Хэвиллэнд Хорнет»

 


Рис. 117. Усилия, воздействующие на кордовую модель в зависимости от крепления корды (черная горизонтальная стрелка указывает направление Центробежной силы, светлая горизонтальная — усилия корды, светлая вертикальная — подъемной силы крыла):
а — корда проходит через направляющую, закрепленную на высоте центра тяжести, модель летит горизонтально; б — корда проходит через законцовку крыла, модель летит с креном; в — модель выровнена за счет отклонения элерона вниз

 


Для набора минимально необходимой суммы баллов на соревнованиях не обойтись без регулирования газа двигателя. Только при этом условии модель может осуществить рулежку по земле, получить ускорение для взлета, уйти на второй круг и плавно сесть. Само собой разумеется, что двигатель при этом должен иметь дроссель, управление которым может быть осуществлено с помощью третьей корды. Принцип действия необходимых для этого ручки управления и управляющего сегмента показан на рис. 118. Рычаг 2 управления рулем высоты закреплен на конце сегмента 1. На другом конце этого сегмента (в точке А) закреплена корда регулирования газа, которая проходит через отверстие в середине ручки и заканчивается кольцом, надеваемым спортсменом на средний палец. Плечи подвески этой третьей корды и рычага 2 на сегменте 1 выбирают так, чтобы при любых их положениях обеспечивалось равенство сил, действующих на все три корды.
 


Рис. 118. Ручка управления с дополнительной третьей кордой для регулирования газа:
а — при нормальном газе; 6 — при малом газе; в — при полном газе;
А — точка крепления корды регулирования газа; В — точка связи сегмента и рычага.
1 — сегмент; 2 — рычаг управления рулем высоты



Сумма баллов, набираемая моделью-копией на соревнованиях, во многом зависит также от реализма ее полета. Так, модель должна выполнять фигуры высшего пилотажа, если она копирует предназначенный для этого самолет, выпускать посадочные щитки, если они имеются на прототипе, совершать полет с убранным шасси, если оно убирается на копируемом самолете, и т. д.
Кроме того, полет должен, по возможности, проводиться на скорости, при которой создается зрительное впечатление полета копируемого моделью прототипа. Если же при этом она должна выполнять также и определенные маневры (т. е. не просто лететь по кругу), то речь уже может идти только о радиоуправляемой модели (рис. 119). Правда, освоение радиоаппаратуры далеко не просто, зато надежность современных ее образцов очень высока.
Тому, кто хочет освоить пилотирование радиоуправляемыми моделями-копиями, можно порекомендовать вначале построить простую модель, например, планера или даже самолета, хорошо управляемую с помощью руля направления. Кроме того, риск ее поломки можно намного снизить, если использовать уже оправдавшие себя чертежи, рассчитанные на моделиста со сравнительно небольшим опытом.

 


Рис. 119. Стартует радиоуправляемая модель самолета Z-526 AS, построенная Хестером (США)
 


 

Рис. 120. Радиоуправляемая модель самолета Z-526 AFS (размах крыла 1480 мм) с убирающимся шасси, построенная Черни (ЧССР)

 


Указания по применению Радиоаппаратуры на моделях содержатся в специальной, предназначенной для моделистов литературе. Следует заметить, что возможность размещения на радиоуправляемых моделях-копиях встроенных блоков аппаратуры сильно ограничена. Это объясняется тем, что установка таких блоков не должна нарушать копийности модели, т. е. должна быть скрытной. Например, в кабине, имитирующей кабину прототипа, не должно быть никаких элементов радиоаппаратуры, если, конечно, они не замаскированы под ее оборудование. Необходимо также постоянно учитывать влияние распределения блоков на центровку модели. Кроме того, нагрузку на крыло нужно выдерживать минимально возможной, во всяком случае она не должна превышать 80 г/дм2.
Конечно, неоценимый опыт моделист может получить при постройке и пилотировании обычных учебных радиоуправляемых моделей. Если можно было сказать о сравнительной простоте управления кордовой моделью-копией, то к радиоуправляемой модели это утверждение отнести нельзя. Здесь нужен очень большой опыт пилотирования, особенно при совершении маневров в трех плоскостях (рис. 120).
Так как постройка копий требует гораздо большего времени, чем изготовление учебных или скоростных моделей, на учебные полеты времени остается меньше. Но именно здесь тренировкам необходимо уделять гораздо больше внимания, чем в случае моделей других классов, тем более, что управление моделями-копиями труднее. Большую помощь здесь может оказать старший товарищ, особенно если он уже имеет опыт обращения с такой же моделью.


Рис. 121. Модель самолета PZL 104 WILGA 2P с размахом крыла 1100 мм. Бросается в глаза выступающий вверх цилиндр установленного над ней двигателя с рабочим объемом 1 см
3


После того как моделист в некоторой степени овладеет приемами пилотирования модели, ему очень полезно выполнить ряд полетов при неблагоприятных погодных условиях, которые могут встретиться во время соревнований. Это намного повысит уверенность моделиста при управлении моделью в обычных условиях и снизит вероятность ее поломки на глазах многочисленных зрителей.

<< назад  6  7  8  10  11  12  13  вперёд >>

Hosted by uCoz